ООО "Компас"

Российская отрасль производства гофрокартона в 2006-2009 гг.

 

В данном обзоре рассматривается развитие российского рынка гофрокартона за последние три года (2006-2009 гг.), влияние, оказанное на него экономическим кризисом, и события на отечественном рынке гофрокартона, произошедшие в 2008-2009 гг. Данный рынок является составной и самой большой частью общего рынка картона, в значительной степени зависящей от него. Поэтому, изучая рынок гофрокартона, необходимо обращать внимание на ситуацию на российском рынке картона в целом.

 

По данным аналитического Центра полиграфии ” Терра Принт ”, на упаковочные изделия из картона в 2007 г. Приходилось 39% потребляемой в России упаковки. По оценкам специалистов, только на долю гофрокартонной упаковки в России приходится около 65% всей пакуемой пищевой продукции (она же формирует 75% спроса на гофротару).

 

На втором месте по уровню потребления находятся предприятия, производящие товары бытовой химии и формацевтику – в совокупности около 20%. Эта упаковка универсальна и пригодна для многих пищевых и не пищевых продуктов. В гофрокороба упаковывают фрукты, цветы, яйца, хозяйственный инвентарь, санитарно-гигеинические товары, продукты глубокой заморозки и многое другое. Даже если сам продукт упакован в жестяную или стеклянную емкость (например, плодоовощные, мясные и рыбные консервы, детское питание), для его транспортировки требуются коробки, изготовленные из гофрокартона. Таким образом, если в потребительской таре гофрокартону приходится конкурировать с упаковкой из других материалов, то в области транспортной упаковки, по большому счёту, у гофрокартона конкурентов нет: тара лёгкая, прочная, возможно изготовление упаковки с полноцветной печатью, с автоматическим складыванием коробки. Если прибавить к этому экологичность гофрокартона, то его преимущества не вызывают сомнений. Тотфакт, что в качестве транспортной тары ему равных нет, подтверждает статистика: по данным РБК, около 80% производимого в России гофрокартона изпользуется в качестве транспортной упаковки. При этом 76-78% транспортной упаковки приходится на картонные ящики.

 

На гофрокартон приходится около 70% всего производства упаковочного картона в России. В этом секторе упаковочной отрасли у нас самые надёжные позиции – более 85% потребляемого рынком картона производится в России. По данным ”Коммерсанта”, в России в 2007 г. Было выпущено более 2,6 млрд. м2 гофрокартона в год. Несмотря на это, дефицит гофрокартона на российском рынке до кризиса составлял, по оценкам специалистов, около 400 тыс. тонн в год и покрывался, в основном за счёт импорта. Как правило, отечественный гофрокартон производится из первичного сырья, но в последние годы заметна тенденция увеличения использования при его производстве макулатурного сырья(до 16% внутреннего потребления тарного картона, который служит сырьём для производства гофрокартона).

 

 

Рынок до кризиса

 

Как и во всей российской промышленности, в «докризисные» 2006-2008 гг. ситуация в отрасли гофрокартона была позитивной. На основе девальвации рубля и волны импортозамещения, заложенной предыдущим кризисом 1998 г. Рынок гофрокартона (как, впрочем, и весь рынок упаковки в посткризисный период) рос хорошими темпами (на 10-15% в год).

 

По даннм федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), объем производства картона за 2007 г. По отношению к 2006 г. составил 102, 9%. Чуть быстрее росло производство тарного картона – объем его производства за 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 103,3%, и производство ящиков из картона – на 11,2% к объему производства за соответствующий период 2006 г.

 

В 2007 г. темп роста производства картона замедлился и упал в три раза (с 10,3% в 2006 г. до 2,9% в 2007 г.), что говорило скорее не о насыщении отечественного рынка, а о загрузке имеющихся производственных мощностей. В то же время рост производства ящиков из картона на 11,2% говорит о том, что отрасль гофротары, по-прежнему бурно развивалась (прежде всего, за счёт открытия новых фабрик).

 

Тем не менее, новые производства не могли полностью удовлетворить растущий спрос, и в результате к 2007 г. объем загрузки имеющихся в России мощностей по производству гофрокартона достиг 90% , а рентабельность производства упала до минимальных значений. Это при том, что дальнейший рост цен на рынке был ограничен из-за постепенного насыщения рынка и усиления конкуренции между производителями (причем как отечественными, так и иностранными). Таким образом, значительный рост производства гофрокартона в России мог продолжаться лишь при повышении рентабельности в отрасли и при условии ввода новых мощностей и модернизации старых.

 

И всё-таки производители гофрокартона с оптимизмом смотрели в будущее. Многое зависело от общей ситуации в экономике России, прогноз развития которой был благоприятен: согласно прогнозу МЭРТ РФ, в 2008 г. экономика РФ должна была вырасти на 6,4%, в 2009 г. – на 6%, а в 2010 – на 6,3%.

 

Российским оценкам вторили и мнения международных организаций. По оценке Вемирной организации производителей картона, ежегодный прирост потребления на российском рынке гофрокартона должен был составить в ближайшие годы 6,5-7%. По прогнозам исследовательской компании Freedonia Group Inc., мировой спрос на коробки из гофрокартона к 2013 году должен был достигнуть 213 млрд. м2. С расчётом реальной (учитывая инфляцию) прибыли ВВП, спрос должен был увеличиваться на 3,4% в год.

 

Мировой экономический кризис серьёзно скорректировал эти планы…

 

 

Ситуация на рынке в условиях кризиса

 

Экономический кризис, начало которого в России приходится на осень 2008 г., сильно сказался практически на всех отраслях промышленности, не оставив в стороне и ЦБП.

 

Впрочем, нужно отметить, что на рынке картона кризис отразился в меньшей степени(по сравнению со всей ЦБП). В целом, по итогам 2008 г. производство картона в России всё таки выросло. По оценкам экспертов, в 2008 году в России произвели 3,69 млн. тонн картона (включая бумагу для гофрирования), что составляет примерно 24-27,5 млрд. м2 в зависимости от его плотности.

 

Экспорт гофрокартона в 2008 г. тоже быстро рос, хотя доля экспорта в общероссийском производстве гофропродукции все равно крайне мала – менее 0,5%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. объемы экспорта гофропродукции в натуральном выражении увеличились на 27,1%, в денежном выражении – на 14,7%. Доля товарного гофрокартона в структуре импорта составила около 8%, гофроящиков – 92%. В 2008 году по сравнению с 2007 г. объемы импорта гофропродукции в натуральном выражении увеличились на 3%, в денежном выражении на 3,1%.

 

С момента, когда мировой экономический кризис в полной мере «докатился» и до России, рост производства картона стал отрицательным. По данным Lesprom network, за первое полугодие в России было произведено 1,26 млн. т тарного картона – что на 11,6% меньше, чем за тот же период прошлого года.

 

Эксперты отмечают, что на рынке гофротары был переизбыток мощностей: из-за наблюдавшегося роста спроса на продукцию за последние годы было запущено сразу несколько новых заводов, что в итоге создало слишком высокий уровень конкуренции. Поэтому когда рынок потерял в конце 2008 – начале 2009 года около 20-30%, предприятия столкнулись с падением производства и прибылей.

 

В результате многие гофрокартонные фабрики (особенно мелкие) были вынуждены свернуть производства (или сократить его объемы), да и крупные игроки полностью зависели от самочувствия потребителей их продукции (прежде всего пищевой отрасли). Кризисная ситуация на российском рынке гофрокартона привела к усилению конкуренции между производителями, в результате которой выигрывают крупные игроки, имеющие свою сырьевую базу. По словам участников рынка, процесс активного вытеснения небольших заводов гофроупаковки уже прошел. В 2008 году они удерживали около 40% рынка. Но уже с начала 2009 года только в Москве и Петербурге закрыто около двух десятков небольших фабрик. Их общая проблема – отсутствие собственного сырья. Они вынуждены свернуть производство, так как не имеют резервов для снижения цен и достаточного объема оборотных средств, которые помогали бы справиться с увеличившимися отсрочками платежей потребителей.

 

Координально изменилась и структура спроса. Вслед за утратой интереса покупателей к дорогим еде и напиткам предприятия пищевой промышленности существенно, примерно на 20%, снизили потребление упаковки премиального сегмента в пользу дешевого. Целлюлозный картон сменился макулатурным, дорогая офсетная печать – дешевой и менее красочной. В этой ситуации выигрывает тот, кто предлагает потребителю новые виды тарного картона дешевого ценового сегмента.

 

На мировом рынке гофротары ситуация не лучше. В частности,на европейском рынке с началом кризиса паление спроса на гофрокартон составило 10%, что привело к тому, что уже в мае 2009 г. компания SCA объявил о планах закрытия 11 заводов по выпуску гофрокартона в Европе в 2009 г.

 

Тем не менее, в последние месяцы ситуация на российском рынке гофротары стала понемногу улучшаться. Выросло число заказов, у производителей появился оптимизм по поводу дальнейших перспектив отрасли.

 

Кризис не вечен, и после него зксперты ожидают резкий рост спроса на продукцию отрасли. По прогнозам экспертов, объем производства товарно целлюлозы вырастет в 1,68 раза, бумаги – в 1,7 раза, картона – в 2,2 раза. Но для этого нужны инвестиции, кроме того, требуется изменение и структуры отечественной отрасли производства гофрокартона (открытие производств макулатурного сырья для гофрокартона).

 

 

 

Журнал "Гофроиндустрия" (10/40 2009)

Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru
Используются технологии uCoz